Духовные искания начала ХХ века
Начало ХХ века
в России знаменуется настоящим культурным ренессансом. Россия пережила расцвет
поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и
оккультные настроения. Но не было религиозного ренессанса; на него не хватало
сильной и сосредоточенной воли, была слишком большая культурная утонченность в
настроениях культурного слоя, слишком замкнутом на себе, были элементы
упадочности. Но сознание интеллигенции изменялось, начался интерес к философии,
и образовалась культурная философская среда. Изменилось эстетическое сознание,
и начали придавать большее значение искусству. Бердяев считал, что духовный
перелом, связанный с русским ренессансом, имел несколько источников. Во-первых,
источник, связанный с марксизмом. В части марксистов второй половины 90-х годов
очень повышается уровень культуры, особенно культуры философской, пробуждаются
более сложные культурные запросы, происходит освобождение от нигилизма. Среди
марксистов происходило разделение на принимавших марксизм тоталитарно и тех,
кто принимал его лишь частично, только в социальной сфере, не соглашаясь быть
материалистами в философии. Среди них скоро обнаружилось движение к религии, к
христианству, к православию. В их числе были С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Струве,
С.Франк. Возрос интерес к религиозному содержанию русской литературы, к
Хомякову, к Достоевскому и Вл.Соловьеву. Имел огромное значение германский
идеализм: Кант, Гегель, Шеллинг, а также Ницше.
Другой источник
ренессанса был, по преимуществу, литературный. Главную роль в пробуждении
религиозного интереса и беспокойства в литературе и культуре играли Д.С.Мережковский
и В.В.Розанов.
Третье течение
в русском ренессансе связано с расцветом русской поэзии, породившем эпоху
символизма. Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, многие поэты и
эссеисты меньшего масштаба – все были символистами.
Россия
переживала необыкновенно творчески одаренную эпоху. Собиравшиеся у
Д.С.Мережковского и З.Н.Гиппиус интеллигенты вели собеседования и споры о
культурном творчестве, о задачах искусства, о справедливом устройстве общества,
о браке, о любви и т.п. – эти вопросы приобретали характер религиозных.
Постоянными посетителями кружка Мережковских были Дмитрий Владимирович
Философов, двоюродный брат Дягилева, художник Леон Бакст, склонный к
религиозным исканиям и психологическим заострениям, Александр Бенуа, соредактор
– с Дягилевым - «Мира искусства». Был и Сергей Дягилев, хотя его самого
христианская идея не увлекла. Близок к ним был Николай Максимович Минский,
поэт, и Петр Петрович Перцов, почитатель и друг Владимира Соловьева, человек широкой
культуры. Но особенное оживление в эти кружковые собрания вносил Василий
Васильевич Розанов, всех поражавший и писательским даром, и философской
эрудицией. Розанов привел к Мережковским Валентина Александровича Тернавцева,
занимавшего некоторое время пост секретаря Санкт-Петербургского митрополита, а
уже Тернавцев в свою очередь привлек молодых священников и студентов Духовной
академии и просто людей, близких к церкви. И вот пришло время, когда из
обстановки тесного кружка всем захотелось выйти на более широкую арену для
обсуждения всех этих вопросов, а главное – привлечь к обсуждению представителей
церковной иерархии. Идею выхода на общественную арену горячо отстаивала Зинаида
Гиппиус: создать открытое, по возможности официальное, общество людей религии и
философии для свободного обсуждения вопросов церкви и культуры.
Назад Вперед
Источник: http://ternavcev.narod.ru/ |