Каталог статей
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Биография [14]
Биография
О Тернавцеве [2]


Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас, Гость · RSS 01.05.2024, 19:33
    Главная » Статьи » Биография

    05. Петербургский период 1900-1917гг. Религиозно-Философские Собрания

    Религиозно-Философские Собрания

    8 октября 1901 года «члены-учредители» Религиозно-Философских Собраний в составе: Мережковский, Розанов, Философов, Миролюбов, издатель «Журнала для всех», и Тернавцев, - отправились к грозному Победоносцеву, обер-прокурору Синода, человеку, про которого Бердяев говорил, что тот не верил в добро. Победоносцев был фактическим главой Русской Православной Церкви. Это был образованный, умный, глубокий, по-своему одухотворенный человек, со сложной внутренней жизнью. Не случайно он перевел книгу Фомы Кемпийского (католика, а он католиков терпеть не мог) «Подражание Христу» - великую книгу христианского мира, и она до сих пор выходит в переводе именно Константина Петровича Победоносцева. Победоносцев бледный, лысоватый, бесстрастный чиновник, в очках. И вот они идут к Победоносцеву - за разрешением организовать Собрания. Победоносцев решительно против. Начинаются всякие ходы, хлопоты, вдруг неожиданно Победоносцев соглашается.

    Об организации Собраний З.Н.Гиппиус пишет следующее: «В ноябре разрешение было получено. Собственно, полуразрешение, как бы «попустительство» со стороны Победоносцева, молчаливое обещание «пока что» терпеть Собрания;

    Иначе отнеслось высшее начальство духовное (менее, положим, властное) – митрополит Антоний. Идее Собраний сочувствовал. Узнав, что «Ведомство» их разрешает, - дал благословение ректору Духовной Академии, Сергию, епископу Ямбургскому, быть председателем, ректору Семинарии, архимандриту Сергию – вице-председателем; дозволил участие в них всему черному и белому духовенству, всем академическим профессорам и приват-доцентам; разрешил даже духовным студентам, по выбору, Собрания посещать.» (З.Гиппиус. Правда о земле.//«Мосты», №7, 1961г.)

    Обратимся к «Литературным воспоминаниям» П.П.Перцова:

    «Внешняя организация Собраний оформилась в виде номинально ответственного Совета, состоявшего из пяти следующих членов:

    1) Председатель – епископ Сергий Ямбургский (1867-1944), тогда первый викарий петербургской митрополии и ректор петербургской духовной академии – тот самый, который впоследствии стал вторым патриархом московским и всея Руси.

    2) Д.С. Мережковский.

    3) В.В. Розанов.

    4) В.А. Тернавцев.

    5) Виктор Семёнович Миролюбов – тогда редактор небольшого популярного «Журнала для всех», очень распространённого в провинции, в котором близкое участие принимали Чехов и Горький.

    Уже сам этот состав красноречиво говорит о характере и целях Собраний. Едва ли был у нас другой коллективный орган, с таким разнохарактерным президиумом, где заседали рядом видный церковный деятель, крупные светские писатели и, наконец, богослов и доброволец, близкий – свой для всех своих сотоварищей.

    Первое заседание Собраний состоялось в конце ноября (старого стиля) 1901 г. Случайно у меня сохранился список присутствовавших на нём, тогда ещё не очень длинный.

    Вот этот список:

    1. Председатель – епископ Сергий Ямбургский.

    2. Другой Сергий – архимандрит и ректор петербургской духовной семинарии.

    3. Д.С. Мережковский.

    4. Гиппиус-Мережковская, поэтесса, супруга Д.С.

    5. Розанов В.В.

    6. Розанова Варвара Дмитриевна, его жена.

    7. Тернавцев Валентин Александрович.

    8. Тернавцева Мария Адамовна, его жена

    9. Миролюбов В.С.

    10. о. Иоанн Лисицын, священник.

    11. о. Николай Альбов, священник.

    12. Альбова, его жена.

    13. Егоров Ефим Александрович, секретарь собраний, писатель газетного типа (впоследствии специалист по вопросам внешней политики).

    14. Фурнье.

    15. Меньшиков Михаил Осипович, писатель.

    16. Фрибес Ольга, беллетристка.

    17. Перцов Пётр Петрович, писатель.

    18. Минский (Виленкин) Николай Максимович – поэт.

    19. Князь Эспер Эсперович [Ухтомский], поэт, редактор газеты «Петербургские ведомости».

    20. Философов Дмитрий Владимирович, писатель, помощник редактора журнала «Мир Искусства».

    21. Протейкинский Виктор Петрович.

    22, Скворцов Виктор Михайлович, чиновник духовного ведомства.

    23. Скворцова, его жена.

    24. Успенский Владимир Васильевич, профессор Петербургской духовной академии.

    25. Успенский Василий Васильевич, преподаватель Петербургской духовной семинарии.

    26. Щербов Иван Павлович, то же.

    27. Бриллиантов, то же.

    28. Новосёлов Михаил Александрович, светский богослов.

    29. Колпинский Александр Егорович, владелец типографии в Петербурге.

    На эти собрания шел и ехал всякий, кого они могли интересовать своими темами: никаких особых разрешений или пропусков не требовалось. Но народа набиралось столько, что огромный зал Географического общества у Чернышева моста на Фонтанке не мог вместить всех желающих. Появились, конечно, и свои лидеры, влиятельные ораторы, из которых самым блестящим был Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 –1940), весьма популярный тогда поэт и романист, автор всесветно известных романов «Смерть богов» и «Воскресшие боги», проповедовавших некое не совсем ясное «соединение язычества и христианства». «Самым блестящим», но отнюдь не самым любимым, ибо, при всём своём огромном идейном влиянии, Д.С. совсем не пользовался личными симпатиями – точно «ледяное сердце» этого проповедника религии любви закрывало всякий личный к нему подход. Гораздо популярнее, особенно в церковных кругах, был выше названный В.А.Тернавцев, производивший своей искренностью и глубокой верой в свои слова временами огромное впечатление. Наконец, третий лидер собрания, волновавший своим интимным «шепотком» сердца едва ли не больше всех других, был Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)». (П.П.Перцов. Литературные воспоминания. Часть II, с.232-234)

    Честь открытия Собраний была предоставлена Тернавцеву. Вступительным докладом послужил его замечательный реферат «Русская церковь перед великой задачей», ходивший в то время по рукам под названием «Интеллигенция и Церковь» и волновавший умы публики. Обсуждению доклада было посвящено два вечера. Атмосфера в зале, особенно в первый вечер, была приподнятая. На неё повлияли взволнованность, непривычность обстановки, и самый доклад, сделанный со свойственным Тернавцеву подъёмом. Этот доклад был и остался как бы краеугольным камнем всех заседаний: к нему всегда возвращались, какова бы ни была очередная тема.

    Несколько докладов было прочитано на современные темы: Мережковским - об отлучении Толстого, кн. С.М.Волконским - о свободе совести. Мережковский читал еще о Толстом и Достоевском, о Гоголе и отце Матфее. Пять заседаний были посвящены обсуждению вопроса о браке, всего больше в связи со взглядами Розанова и с общей теорией «святой плоти». Затем обсуждался вопрос о догматическом развитии. Два последних (перед закрытием) заседания были о священстве (протоколы не изданы). На последующих заседаниях Тернавцев выступал с тем же авторитетным воодушевлением, прочел доклады «О свободе совести» (заседание 9-е), «О таинстве брака» (заседание 16-е) и «О догмате и откровении» (заседание 19-е). Участвовал в дискуссиях о Л.Толстом (заседание 3-е), о Гоголе (заседание 10-е), о свободе совести, о Достоевском (заседание 11-е), о браке (заседание 12-е), о догматическом развитии (заседание 17-е).

    За 1901 -1903 гг. было проведено 22 собрания, которые имели большой резонанс у общественности. Уже после второго заседания пошел слух, что церковных реформ не избежать.

    «…Секретарем Собраний был рекомендованный Тернавцевым приятель его – Ефим Е<горов>.

    -Ефим – пес, - говорил на своем образном языке, с хохотом, «кудрявый Валентин». – Лучше и не выдумать секретаря. Это, я вам скажу, у-ди-ви-тельный человек. Ни в Бога, ни в черта не верит. Либерал-шестидесятник. Пес и пес, конечно, но и ловкий!

    Действительно, Ефим оказался полезен. Двери Собрания сторожил, как настоящий «пес». Следил за отчетами. И сразу сдружился с «попами». Особенно же с архимандритом Антонином. Вместе шатались они по трактирам, где Ефим непременно заказывал себе кушанье постное, Антонин же непременно скоромное; вместе забегали к нам; если Антонин «опозднялся», то у Ефима и заночевывал. С лаврской духовной цензурой Ефим тоже завел дружбу, что было ценно, особенно когда начался наш журнал «Новый Путь»» (1. «Розанов. Задумчивый странник» ч.1, п.7 Собрания, стр. 124-125// Гиппиус З.Н. Воспоминания. М., 2001)

     

     Назад Вперед



    Источник: http://ternavcev.narod.ru/
    Категория: Биография | Добавил: ternavcev (02.11.2013) | Автор: Федякова Алла Александровна E
    Просмотров: 1091 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный хостинг uCoz