Каталог статей
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Биография [14]
Биография
О Тернавцеве [2]


Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас, Гость · RSS 28.12.2024, 18:18
    Главная » Статьи » Биография

    08. Петербургский период 1900-1917гг. Петербургское Религиозно-Философское общество. 1908-17гг.

    Петербургское Религиозно-Философское общество

    История Петербургского Религиозно-Философского общества, можно сказать, начинается с тех дней, когда по распоряжению митрополита Антония в апреле 1903 г. была прекращена работа РФС, но проблемы, которые на них обсуждались, остались. Как выразился Аскольдов, «идея РФС носится в воздухе». Петербургское Религиозно-Философское Общество было официально зарегистрировано и просуществовало с 1907 до 1917 г. Его учредителями были С.А.Аскольдов, К.М.Агеев, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, П.Б.Струве, В.А.Тернавцев и другие. На собраниях ПРФО выступали крупнейшие философы, богословы, религиозные деятели, политики, журналисты, литераторы «Серебряного века»: Бердяев, Франк, Розанов, Блок, Карташев, Струве, Керенский, Вяч.Иванов и др.

    В августе В.А. отправляется в Севастополь осматривать тамошний яхт-клуб, про который говорят, что там хорошие большие яхты. По дороге он отмечает, что «настроение публики в отношении революции совсем спокойное. Видно, разочаровала эта идея. Даже слишком, упадок какой-то чувствуется. Разговоры в вагоне самые обывательские. 12.08.1907 года» (10. РО РНБ Ф.1126, е.х.224, л.48)

    Приобрел яхту и ходил в море под парусами. Пора возвращаться в Петербург, но сын Шура слёг в постель. Туберкулёзный процесс стал, было, затихать, но Шура прыгал, кувыркался, бегал и даже взял первый приз, участвуя в бегах, но с тех пор ему хуже и хуже. По мнению доктора его нельзя везти на зиму в Петербург, надо оставить в Крыму. Пришлось ехать в Ялту к сестре Евгении и договариваться о Шуре. Другие дети здоровы, черные, как цыганята.

     В письме из СПб от 9.11.1907 А.В.Ельчанинов писал В.Ф.Эрну о том, что вчера на заседании ПРФО Д.С.Мережковский выступил с докладом «О Церкви грядущего», «теперь хочет возражать В.А.Тернавцев, что займёт еще один вечер» (11. Кейдан. Взыскующие града. Письмо 86)

    В январе 1908 г. В.А. писал П.П.Перцову, что «собрания здесь идут, но прежнего духа над ними не чувствуется.<> Несколько собраний было довольно интересных, но всё это мы толчемся на прежнем месте. Духовенство ведь теперь не участвует, только 2-3 священника и то больше канонические калеки какие-то<> Народу же просто на собрании так много, что жутко смотреть - курсистки, дамы, писатели, всякие интеллигенты, профессора академий, семинарии и т.п.» (12. РГАЛИ Ф.1796, оп.1, е.х.202, л.2). И далее укорял своего друга: «Вы до сих пор, ведь, в Церковь Христову не вошли. А между тем, то и чему я учил Вас, опирается именно на веру в Христа, которая выше судеб человеческих»

    В марте 1908 г. на заседании ПРФО Тернавцев прочитал реферат «Империя и христианство».  Из воспоминаний Розанова: «10 марта был прочитан другой доклад на тему этой же серии вопросов: «Империя и христианство» В.А.Тернавцевым. Доклад был и сам интересен, и вызвал интереснейшие прения. С искусством итальянского Мазарини, полуитальянец, (по матери), полурусский, В.А.Тернавцев стал разбивать то ходячее представление, что будто бы союз с империей повредил христианству, что церковь отдалась во враждебный плен, когда Константин Великий принял крещение. Именно римская-то империя и сообщила церкви  территориальную и духовную «кафоличность», универсальность, всемирность. Из апостольских посланий и из Откровения Иоанна мы видим, что христианам первого времени даже на ум не приходило мысли о единой всемирной церкви, и этой мысли не было у самого ап.Павла, который писал свои послания отдельным христианским общинам, отдельным народам, без мысли о том, чтобы он мог обратиться к христианскому миру, к целому христианству, - к которому теперь привычно обращается каждый, привычно о ней думает всякий. «Были отдельные ягодки-виноградины, каждая со своим зёрнышком, со своей косточкой, - и в своей отдельной кожуре; были по городам  общины христианского спасения – и только. Общения не было, единства не было. Империя, как бы раздавив эти виноградинки, произвела из сока всех их то вино универсального христианства, которое мы знаем с тех пор». Это была главная тема доклада, обширно и красиво обвитая побочными мыслями.

    К.М.Агеев в прекрасной речи возразил докладчику, что он напрасно выдвигает универсальность как что-то ценное и важное в христианстве.<> С.А.Аскольдов совершенно вопреки общеизвестным фактам истории стал отвергать универсальность идеи и духа римской империи;<> Тонкая, изящная, умная речь А.В.Карташова очаровывала, пока слушалась; и – немедленно забывалась. <> Говорил немного Д.С.Мережковский; он был на границе воплей, - но остановился. Всем им отвечал во вторичной речи В.А.Тернавцев; говорил он несравненно лучше, чем пишет; вся его сила – в экспромте. То вставая, то опять садясь, почти непрерывно улыбаясь и блестя черными глазами, он говорил задушевным голосом и, может быть, с задушевным обманом о тех «испытаниях и потрясениях», которые пережил за 10 лет веры и неверия. «Провал! Всё провалилось! – восклицал он, должно быть, о неверии или безгосударственности. – Господа, я сам испытал!» - и публика невольно встала ответно на столь личные признания несравненного брюнета. Речь его прерывалась и опять лилась, и возбудительную сторону её составляла какая-то детскость вида и внешность этого на редкость умного и даровитого человека. Сухонький и маленький Мережковский около огромной маслянистой фигуры Тернавцева составлял такой контраст; и так как в Мережковском есть тоже много детского и наивного, то их обоих трудно удержаться, чтобы не сравнить с двойнями одной матери, положенными в разные люльки, - но один ребенок страдает коликами в животе и вечно кричит, а другого постоянно кормят кашей, и он всегда улыбается. В Мазарини веры всё сладко, гладко, кругло, обещающе, - даже сам Страшный Суд, который он любит вспоминать, есть какое-то счастливое обстоятельство в его биографическом благополучном шествии.» (13. В.В.Розанов. На чтении гг.Бердяева и Тернавцева./ Старая и молодая Россия. Собр.соч., т.19.М.2004)

    Перцов писал Розанову свои впечатления о собраниях: «А Собрания обещают быть интересными, паче чаяния. Мне понравилась разносторонность: св. Троица (Мережковский, Гиппиус, Философов- расшифровка моя) + Вы + Валентин + Степлер (ручная обезьяна совета) + Франк («кадет») + молодое декадентство (Блок) + анархизм (Мейер) + какие-то подобия Влад.Соловьева (Каблуков). Ну, букет хоть куда! И прошу Долгова «бить в нос»» (14. РГАЛИ.Ф.1796, оп.1, е.х.85, л.4,5).

    Собрания не обошлись без эксцессов: «Видели Вы сегодня в «Колоколе» заметку «Элевзинские таинства» о Собраниях? Там жалуются, что представителя газеты распорядитель не пустил на заседание. Глупо, что не пустили, ибо это даёт возможность инспирировать о характере Собраний<> Тернавцев думает, что если запрещения прений связано с Синодом (т.е. по его требованию), то дело непоправимо, если же нет - то разрешат» (15. Там же, л.7,8).

    Зимой Валентин Александрович ездил в Зосимову пустынь к старцам на два дня, говел, потише стал и похудел. Заезжал к Михаилу Александровичу Новосёлову, у которого встречался с Сергеем Николаевичем Булгаковым, Владимиром Александровичем Кожевниковым и другими членами московского Философского общества.

    В.А. был страстным лодочником, об этом упоминал и Алексей Ремезов в своих дневниках (Минувшее. Вып.16). Газета «Новое Время» №11982 от 22.07.1909 г писала про большие гонки СПб. парусного клуба: «19 июля состоялась в Невской губе большая парусная гонка, устраиваемая ежегодно с.-петербургским парусным клубом для яхт всех классов <> На ту же дистанцию (13 мор.миль) шли и суда IV класса (25 фут. гоночн. длины), состязавшиеся на приз командора СПб. Парусного клуба Н.М.Козлова <> и третий приз взяла яхта СПб. парусн. клуба «Гуак» (с рул.- влад. В.Тернавцевым)», а газета «Новое Время» №11983 от 25 июля (5 авг.) 1909г. писала про гонки на Императорские призы: «22 июля Высочайше утвержденный Невский яхт-клуб устроил в Петергофе большую годичную гонку<> Малых яхт состязалось семь: «Нега», «Ида», «Задор», «Кай», «Гуак», «Рогнеда». Приз взяла «Гуак» г.Тернавцева, под командой А Ивановича»

    А 12 августа писал Вере Федоровне, что вчера утром возвратился из шхер, куда уходили на неделю, заходили в Выборг, «Гуак» шел превосходно.

    В справочнике «Весь Петербург» за 1908-1909 гг. на стр.744 написано: «В.А.Тернавцев, титулярный советник, 5 Рождественская, 11, тел 2848. Состоит при обер-прокуроре Святого Синода гофмаршале Александре Александровиче Аранове».

    В декабре 1909 г. в Москве на Религиозно-философском обществе имени Соловьёва Тернавцев выступил с рефератом «Церковь и Римская империя». Свои восторженные впечатления Владимир Францевич Эрн описал в письме к Э.Д.Эрн: «Вчера было интересное заседание Соловьёвского общества <> Тернавцев прочел реферат поистине вдохновенный и великолепный : Церковь и Римская империя. Слушать его было — одно наслаждение. Белый сказал о реферате: «местами он гениален». Мы давно не слышали такого реферата<> Дядя Гриша (Г.А.Рачинский) властью председателя вписал меня третьим оппонентом (после Бердяева и Трубецкого). Я протестовал, но он настоял, и мне пришлось говорить всё о Ней, о Мировой Душе, потому что Тернавцев обидел язычество» (16. Взыскующие града. Письмо 144. В.Ф.Эрн — Э.Д.Эрн 08.12.1909 Москва-Тифлис).

    1910г.

    В 1910 году В.А. начинает разработку новых учебников для начальной школы, привлекает к работе Блока А.А. и К.Чуковского. Заказывает Александру Александровичу написать несколько стихотворений: про зиму, Новый год, осень, сбор яблок в саду «Ужасно бедно у нас в детской литературе на этот счет, всё мусор какой-то!» Придирчиво рассматривает стихи и делает ряд замечаний: «Подумайте над этим стихотворением («Сбор яблоков»). Если его поправить, оно было бы очень хорошо: в нём есть что-то настоящее, здоровое, бодрое, что именно нужно для детских стихов. «Новый год» прекрасно подошел» (17. РГАЛИ, Ф.55, оп.1, е.х.427, 2 л.).

    Работать над учебником ему помогал молодой Ельчанинов А.В. - печатал на ремингтоне.

    6 мая 1910 г. Тернавцев был удостоен высочайшей награды — ордена Анны 3-й степени к уже имевшемуся ордену Станислава 3-й степени.

    Но растет ощущение, что за время работы в Синоде «много растерял своего духовного богатства», что приближается к кризису: «что будет со мною, точно не знаю; знаю только, что будет что-то важное; оттого я и яхту продаю и с учебником тороплюсь» (18. О.Ельчанинов А.В. Встречи с В.А.Тернавцевым (1910г.)//Вестник РХД. №142,1984. С.65-67).

    1911г.

    Работа над учебниками идёи во всю, и через магазин Шибанова Павла Петровича Тернавцев заказывает себе «Сельское чтение», книгу Одоевского, Заболотского и Десятовского, 4 выпуска. Это хрестоматия для школ издания 60-х годов. Просит выслать наложенным платежом по адресу СПб 5-ая Рождественская, д.11, кв.17.

     

    1-го августа 1911 г. он вступает в должность Чиновника особых поручений при обер-прокуроре.

    В декабре, 27-го числа, в 4 часа утра в возрасте 85 лет ушла из жизни мать, Юлия Павловна Перозио, о чем Тернавцев написал в записной книжке.

    1912г.

    Московское книгоиздательство И.Д.Сытина в 1912 г. выпустило две книги Тернавцева: «Наука слова. Букварь». М. 1912. 60 с., с иллюстрациями, и «Наука слова. Первая книга для занятия родным языком». М. 1912. 172 с., с иллюстрациями. В своей рецензии на эти книги протоиерей Ивановский Константин Васильевич не нашел возможным признать их заслуживающими одобрения для употребления в церковно-приходских школах, считал учебник «Наша школа. Букварь и первое чтение», издаваемый Училищным Советом при Святейшем Синоде, более подходящим.

    28.09.1912г. Святейший Синод утвердил свящ. Павла Флоренского в должности редактора издававшегося при МДА журнала «Богословский вестник». Буквально накануне отец Павел перечислял в письме к В.Ф.Эрну большой список лиц, которых он желал иметь в журнале: Новосёлов, Булгаков, Волжский, Эрн, Ельчанинов, А.Белый, Бердяев, Розанов, еп.Антоний, Щербов, Аскольдов, Рачинский, Дурылин и многие другие; среди них есть и Тернавцев, который несколько позже напишет объёмную статью для журнала (19. Взыскующие града. Письмо 398 П.А.Флоренский — В.Ф.Эрну 25.09.1912. С-Посад — Кастель Гандольфо).

    1913г.

    Зимой 1913 года Тернавцев выезжает инспектировать школы Вологды и Вятки. Свои впечатления от поездки он подробно излагает Вере Федоровне Торгуд: «Сижу в монастыре в городе Слободске, куда я приехал сегодня ночью из Вятки лошадьми. Мороз был всего 15º, ветра не было никакого.<...>Я уже беседовал с учительницами: их три, очень толковый народ и симпатичный. Я сразу же вступил с ними в разговор, как преподавать историю, географию, физику, зоологию. И теперь только я почувствовал, что дала мне 3-я часть и работа над нею. Оказывается, что я теперь совершенно в курсе дела и могу руководить учителями. Завтра мы осмотрим занятие в школе, а вечером едем обратно в Вятку и оттуда отправимся в Глодовский уезд, где будем ревизовать инородческие школы. Если позволит время, то я осмотрю школы вотяков и черемисов. Если же нет, то только вотяков. Черемисов же буду осматривать в Казанской епархии.» (20. Ф1126,е.х.224.л.56).

    В мае получает очередную Высочайшую награду — чин Коллежского советника, что обеспечивало содержание в 3000 руб. и 1000 руб. квартирных.

    1914-6гг.

    Адам Валентинович Тернавцев, 1916г.

    Журнал Московской Духовной академии «Богословский вестник» №1(янв.) за 1914 год печатает на своих страницах большой реферат Тернавцева «Римская империя и Христианство».

    Весной 1915 года Мария Адамовна, состоящая сестрой милосердия военного времени Общины Св. Георгия, была командирована в лазарет Евпаторийского уездного комитета и работала старшей хирургической медсестрой в Синодальном Лазарете им. наследника цесаревича Алексея Николаевича.


    Вплоть до декабря 1915 г. Тернавцев является чиновником особых поручений при обер-прокуроре, а с 7 декабря назначается Управляющим Петроградской Синодальной типографией, и через полгода получает чин Статского Советника с содержанием в 4000 руб. и казённую квартиру.

    В справочнике «Весь Петербург» за 1917 г. на стр. 675 указано, что «В.А.Тернавцев, статский советник, Кабинетская, 15, тел.9306. Управляющий Синодальной типографии, тел 204». На стр. 35 сообщается, что В.А.Тернавцев «принимает ежедневно от 11 до 4 часов дня».

    Летом 1916 г. Вера Федоровна в отъезде, Валентин Александрович тоже собирается на юг, но планирует к 20-му сентября вернуться. Разлуку с Верой Федоровной очень переживал: «Вчера получил Ваше второе письмо. Увы! Я не могу дождаться Вашего возвращения. <...> взял Ваше письмо. Всё не верилось, что Вас нет. Идя по коридору, был охвачен воспоминаниями о Вас и наших свиданиях. Как-то повёз Валю и девочек посмотреть на выставку трофеев, а потом на пароходике мы переехали на ту сторону Невы и обратно, чтобы показать им мост. Смотрел я со щемящим сердцем на балкон, знакомая дверь и окно было закрыто, ветер трепал цветы. Далеко, далеко хозяйка его... Дела наши военные теперь пойдут лучше гораздо, т.к. снарядов стали мы вырабатывать больше и это число всё возрастает.» (21. РО РНБ Ф1126,е.х.224, л.8).

    1-ая Мировая война принесла горе в семью Тернавцевых: 26 декабря 1916 г. на фронте был убит старший сын Тернавцева, Адам, или как дома его называли Ася.

    Февральская революция вызвала беспорядки в Петербург. 19 марта 1917 г. Валентина Александровича арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, но вскоре освободили. 

     

     Назад Вперед



    Источник: http://ternavcev.narod.ru/
    Категория: Биография | Добавил: ternavcev (02.11.2013) | Автор: Федякова Алла Александровна E
    Просмотров: 946 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный хостинг uCoz