Служба в Священном Синоде
Василий Михайлович Скворцов, чиновник особых поручений у
Победоносцева и его правая рука, и одновременно редактор журнала «Миссионерское
обозрение», приглашает Тернавцева на службу в Канцелярию Обер-прокурора Синода,
куда 29 апреля 1902 г. В.А. поступает в чине коллежского секретаря сверх штата.
Это отделение занималось делопроизводством по управлению духовно-учебными
заведениями и по их ревизиям, наблюдало за состоянием учебно-воспитательной
части, рассматривало книги духовного содержания и учебные руководства,
представляло высшей власти отчеты о состоянии духовно-учебных заведений и о
результатах их ревизий.
Тернавцеву
поручается разработать новые учебники для начальной школы.
«Краткий список лицам, служащим по ведомству православного
исповедания на 1903 год» СПб. Синод. типогр. 1903 г., указывает:
«Младший секретарь II
отделения канцелярии: коллежский секретарь Валентин Александрович Тернавцев.
Окончил курс Харьковского Университета. В служебном ведомстве и названном чине
с 1902 г. мая 29, в должности с 13 ноября 1902 г.»
В формулярном списке Святейшего Правительственного синода в
деле от 13 ноября 1902 г. записано: «…Определен на службу по ведомству
православного исповедания высочайшим приказом № 82 от 20-го сентября 1902
года». Содержание получает 1200 рублей в год, квартирные 450 рублей в год.
В ноябре получает должность младшего секретаря II отделения канцелярии Синода.
И 13 ноября 1902 года В.А. знакомится с Верой Федоровной
Торгуд (14.04.1874-26.08.1939), служащей страхового отдела Синода, бывшей
воспитанницей Одесского института благородных девиц. Эта дата была записана в
записной книжке В.А.. Началась новая страница в личной жизни Тернавцева,
наполненная страстью, со страданиями и счастьем, с размолвками и примирениями,
с разлуками и встречами, длившаяся до конца его жизни. Завязалась переписка,
бережно сохранённая и Верой Федоровной, и Валентином Александровичем. Но это отдельная история.
Журнал «Новый Путь»
Решено было
основать журнал для печатания материалов РФС. Членами –учредителями «Нового
Пути» являлись: преосвященный Сергий, первый викарий СПб митрополии,
Д.С.Мережковский, В.С.Миролюбов, В.В.Розанов, В.А.Тернавцев, священник
И.Ф.Альбов, З.Н.Гиппиус, Е.А.Егоров, А.В.Карташев, Вас.В.Успенский, Минский,
М.А.Новосёлов, архимандрит Сергий, ректор СПбДС, В.М.Скворцов, Д.В.Философов,
П.П.Фурнье, И.П.Щербов, П.П.Перцов.
Начиная с первого номера, «Записки
Р.- Ф. собраний» печатаются вплоть до №2 за 1904 год, когда по независящим от
редакции обстоятельствам печатание записок Религиозно-Философских Собраний
приостанавливается.
Вот как записал
Сергей Николаевич Дурылин рассказ Перцова про «Новый Путь».
«Начали журнал
без денег: у Перцова было 3000, Тернавцев дал 2000 и Мережковский выпросил 1500
у М.А.Морозова. Первый же год дал 3000 подписчиков, первые две книжки разошлись
целиком к выходу 3-й, и пришлось печатать их 2-м изданием. Это был успех,
которого не было у Михайловского: он начинал «Русское Богатство» (Перцов был
тогда близок с ним) с гораздо меньшим числом подписчиков.
И дальше всё
поразительно в судьбе «Нового Пути».
Цензура
накинулась на него гораздо жесточе, чем на радикалов «Русского Богатства»,
«Мира Божьего»: первую же книжку цензор так почеркал, что пришлось на
него жаловаться, и его несколько умиротворили свыше<…>. У журнала было две
цензуры - светская и духовная (знаменитый ныне, тогда архимандрит,
Антонин) И духовная была настолько милостивее светской, что редакция старалась
как можно более статей посылать духовному цензору, а светский цензор дивился и
ужасался тому, что пропускает духовный. Когда Антонина сделали епископом и
цензором стало другое лицо, он попросил, чтобы ему оставили цензурировать
«Н[овый] П[уть]», что и было разрешено. А сам Антонин громил в это время в
религиозно-философских собраниях те самые идеи тех самых писателей, которые, к
ужасу светского цензора, пропускал в «Нов. Пути» - и сам был «вполне
черносотенен» (Перцов).
Сотрудники все
– кроме сторонних беллетристов – писали бесплатно, все два года «Нового
Пути» - факт беспримерный в истории русской литературы. Мережковский
очень нуждался, но отдал в «Н.П.» - не беря за это ни копейки! – в 1903
г. целое исследование «Судьба Гоголя».(Курсив автора)
Журнал
приходилось беречь от «декадентства», которое <…> могло компрометировать
(и компрометировало!) религиозное дело «Нового Пути». <…> Основную группу
журнала составляли: Перцов, Мережковские, Розанов, Философов, Нувель, - позднее
Тернавцев.
Цензура глупо
допекала журнал, чем только могла. Так, когда в журнале стали печататься
интересные и совершенно невинные с ценз[урной] стороны письма Л.Толстого к
Новосёлову, - цензура потребовала, чтобы было получено разрешение на это Л.Толстого,
надеясь, что Толстой не даст этого разрешения печатать письма бывшего толстовца,
открыто враждебного теперь к толстовству, - но Толстой дал это разрешение.
Мурановский post scriptum: Никто не помог.
Правительство и богачи давали деньги на «Мир Искусства», на эстетику Бакста и
Дягилева, «батюшки» подписывались на «Русский паломник» и издавали никому не
нужные «Труды» Дух.Академии, где меньше всего было труда, если не считать, что
вовсе не было «духа» - и никто не подумал позаботиться о журнале, где впервые с
Петра Великого встречались Вера и Мысль, русская вера и русская мысль, - никто
в огромной православной России… А о них-то – о царе, о министрах, о
миллионерах, о «батюшках» еще думали, что они всеми силами распространяли
«опиум для народа»! Какое наивное заблуждение!»
Зинаида Гиппиус
в своих воспоминаниях описывала процесс редактирования: «Скажу, впрочем, что мы
делали выкидки лишь самые необходимым. Перцов слишком любил Розанова и понимал
его ценность, чтобы позволить себе малейшее искажение его идей. Редактируя, для
журнала, стенографические отчеты Собраний, мы ни звука не выкидывали
розановского: тут он сам за себя отвечает, пусть отвечает перед цензорами.
Сухость стенограмм порою приводила нас в отчаяние: исчезала атмосфера собраний,
приподнятая и возбужденная, не передавалось настроение публики…Чаще всего
редактировали мы эти отчеты вдвоем не с Перцовым, а с Тернавцевым. Собрание,
недавнее, было еще свежо в памяти. – Какой вздор! – говорю я. – Она
(стенографистка) недослышала. Или не поняла… Ведь тут, помните, ведь тут… - Ну
да!- кричит неистовый Валентин. – Василий Михайлович (Скворцов) сказал
«совесть». А кто-то ему крикнул: «Разная бывает совесть. Бывает и сожженная
совесть…» Он так и осел. Вставляйте сюда, «голос из публики»!
Валентин
Тернавцев был не нашего «лагеря», но художественное чутье побеждало в нем
«переводчика», и мы оба увлекались, стараясь преобразить казенную запись в
образную картину Собраний.
- Здесь он –
«голос из публики»! – орал Валентин, - обязательно голос! Я слышал, толстуха
промяукала, как её, - секты исследует, она около меня сидела. Пишите тут – из
публики!» (2. В своем углу. С.138/З.Н.Гиппиус «Воспоминания»
2001, М.,Захаров)
Назад Вперед
Источник: http://ternavcev.narod.ru/ |