Тернавцев В.А. Римская империя и
христианство // Богословский вестник. С-посад: МДА. 1914г. №1(янв). Стр. 18-50
Римская Империя и
Христианство.
На
наших глазах совершается пробуждение религиозного сознания среди интеллигенции.
Новые искания Бога и стремление заглянуть в мистическую глубину жизни перестают
уже быть интимным уделом одиноких личностей, а становятся явлением
общественным, вся сила которого устремлена к будущему. Это составляет чуть ли
не самый значительный факт в истории русского просвещения.
Этот
факт вырастает в наших глазах еще больше, если мы обратим внимание на
повседневное угасание интереса к позитивизму и полный провал бездомных
материалистических учений.
Среди
споров о путях к победе религиозной правды, поднимаемых в частных кружках, в
общественных собраниях, и чуть не в каждом номере наших ежемесячников
пробивается к жизни некая религиозная новь, не укладывающаяся ни в
славянофильство, ни в западничество, ни в одну из существующих политических
партий.
С
точки зрения этого нового деятельного начала все постигшее нас расстройство
получает неведомое доселе освещение. Становится ясно, что не столько личная,
но, главным образом, общественная и государственная безре- лигиозность является
коренной и наиболее влиятельной причиной удручающих нас зол. Необходимы люди
сильные духом и руководимые просвещением, основанным на новой концепции
счастья, – такой концепции, которая не подымала бы брата на брата, бедняков
против богатых, управляемых против управителей, учеников на учителей, рабочих
на хозяев.
Возвещаемый
Христианством радостный смысл жизни, проистекающий из веры в победимость зла и,
следовательно, всякой общественной кривды, мы до сих пор не сумели положить ни
во главу угла наших построений желаемой действительности.
Вот
почему споры о том, как должна быть воспитана на основе этой религиозной
радости личность, как организован социальный и государственный строй – не
сегодня-завтра станут самыми жизненными и захватывающими. И некоторые вопросы,
которые раньше трактовались лишь в скуке и академическом бесплодии, теперь
оказываются связанными с самыми глубокими страданиями времени.
Главный из них –
это вопрос о значении существующего у нас союза Церкви с Государством. Но так
как настоящий союз имеет свои корни в исторических отношениях Христианства к
Римской Империи, – отношениях до сих пор трудно и ложно понимаемых, то
выяснению их и будет посвящен настоящий трактат.
I.
Вопрос
об отношениях Христианства к Империи до сих пор имел два решения.
Одно
– иератическое. Оно дошло до нас в канонах церковного права и имеет свое
повседневное выражение в изобразительном искусстве Церкви: на иконах, в
изречениях хвалебных песен; в факте причисления к лику святых многих
Византийских императоров и императриц и т. п.
Другое
решение, подвергая сомнению чистоту побуждений этой канонизации, представляет
собою определенную концепцию культурной истории христианских народов. Это
решение, между прочим, замечательно тем, что на нем часто сходятся антиподы:
представители ультра-иерархического направления в Церкви и идеологи
политической революции вполне светской.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ СМОТРИТЕ В ПРИЛАГАЮЩЕМСЯ ФАЙЛЕ
|