К Новому Году /Прибавления к Церковным Ведомостям № 1, 1907 г., стр. 2-3. В Новый год мы вступаем с сознанием выпавшей на нашу долю огромной задачи. Нам прежде всего предстоит разобраться в том тяжелом и запутанном наследстве, которое оставил прошлый 1906 год, и затем найти путь для светлой и широкой деятельности, направленной к утверждению порядка и счастья в нашем дорогом отечестве.
Каково же это наследство? В чем его бремя и в чем положительное благо?
Моральные и политические следствия несчастной войны с Японией оказались для нас ужасными. Россия потеряла прежнее высокое положение среди прочих держав, на которое была вознесена вековыми условиями предшествовавших поколений. Она теперь не только беззащитна у берегов Тихого Океана, но утратила почти всякое влияние и среди славянских государств на Балканском полуострове, а также на всем православном Востоке. Хозяйственная жизнь нашей страны дезорганизована: промышленность и торговля в совершенном упадке. При общем изсякновении источников народного благосостояния, наш государственный долг, и без того колоссальный, увеличился еще. И сколько горькой насмешки судьбы чувствуется в том факте, что Россия за истекший год в вывозе хлеба на европейские рынки превзошла Америку, в то время как внутри её самой целые губернии поражены голодом…
Самый же тяжелый момент пережитого года заключался в тех испытаниях, которые принёс первый опыт народного правительства.
Дума, созванная прошлой весной, не только не дала успокоения стране, но, напротив, повергла её в ещё горшую смуту.
Насилия, грабежи, ужасающие по своей дерзости преступления, потоки крови, стоны и мольбы голодающих и безработных, смены Министерств, - вот чем были полны пережитые нами последние двенадцать месяцев.
Но не всё, оставляемое нам минувшим годом, так безотрадно.
Несмотря на неудачу и вынужденный роспуск первой Думы, идея народного правительства успела приобрести привязанность среди самых широких кругов населения. С этой идеей в политическое сознание народа внесена неисчерпаемая животворная сила. Первая Дума умерла, но едва ли можно сомневаться, что светлому принципу, положенному нашим великодушным Государем в её основание, обеспечена долгая жизнь.
После суровых уроков прошлого года общество в значительной мере укрепилось, и утопии, выдвигаемые революцией, с каждым днём теряют к себе доверие.
Это даёт право надеяться, что настоящее 1-е января, - являющееся лишь условным знаком времени, календарным началом счёта дней, в данный момент совпадает для нас с началом действительного обновления и создаваемое с таким трудом народнопредставительное учреждение станет служить не орудием разрушения государства, а средоточием борьбы за его лучшее будущее.
Это возлагает на всех нас святой долг забыть партийные разногласия и послать в Думу, действительно, лучших людей, воодушевить их мужественной решимостью противостоять смуте и утвердить порядок и законность в истерзанной родине. При исполнении такой задачи мы не будем беспомощны. В нашей Церкви мы имеем безграничную силу, поднимающую на борьбу со злом, и научающую нас самому верному воззрению на условия общественного возрождения, именно, что пока внутренние и нравственные недра человека не будут очищены, до тех пор человек бессилен и как общественный деятель.
Для самой же Церкви прошедший год был годом напряженнейшей подготовительной работы к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору, имеющему выработать образ устройства и управления нашею Церковью согласно священным канонам.
По общему признанию, как духовной власти, так и ученых канонистов, этот Собор послужит лишь первым звеном в целом ряде последующих Соборов, долженствующих разрешить еще более важную задачу, издавна тяготеющую над религиозной совестью русского народа, именно: указать путь к преображению и всей общественной и государственной жизни нашей по идеалу христианскому.
К этому нас приводят следующие соображения.
Политическая борьба нашего времени, хотя и получила начало из высоко-этического источника, - жажды правды,- тем не менее, течёт до сих пор руслом атеистического гуманизма. Огонь убеждения, подъём сил, жертвы, программы действия, которые мы здесь видим, имеют один и тот же идейный двигатель. И это у всех партий, несмотря на их теоретическую непримиримость и жестокую вражду. Таким двигателем здесь является вера, что лучшее будущее человеческого общежития будет устроено не христианством, не Церковью, а собственными силами людей.
Между тем, огромная проблема «Града Божия», которая тяготеет над нашей государственностью целое тысячелетие, связана с верою в имеющее наступить для Церкви Христовой великое торжество в истории.
Эти две различные концепции будущего, два целостных мировоззрения, многие века таившие свою противоположность, приближаются к моменту решительного состязания друг с другом.
И вот, по мере того, как катастрофический ход событий станет приводить наше преобразовательное общественное движение к светлым путям религиозно-гражданского творчества, по мере этого, реформа гражданская сольется с реформой церковной.
Будем молить Христа, Господа жатвы, чтобы настоящий новый год послужил к этому началом!
В.А.Тернавцев
|