Каталог файлов
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Статьи Тернавцева [6]
Толкование на Апокалипсис [53]
Файлы с главами "Толкования на Апокалипсис"
О Тернавцеве [0]
Другие авторы о Тернавцеве


Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 13:40
    Главная » Файлы » Толкование на Апокалипсис

    СЛАВЯНЕ
    [ Скачать с сервера (23.0 Kb) ] 31.10.2015, 14:17

    СЛАВЯНЕ

     

    РО РНБ, Ф 1000 СОП. 1968. 30/2 , л.220-225

     

    У византийских писателей 4 и 5 века, изображающих нашествие на Балканский полуостров разных варварских племён – Гуннов, Ост-Готов, Вест-Готов и других – мы нигде не встречаем славян под их собственным именем. Только с 6-го столетия, именно со времени Императора Юстиниана на горизонте античного греко-римского мира появляется многочисленный народ, носящий имя Σκλάβοί, т.е. Славяне. Эти Славяне и соплеменные им Анты занимали тогда обширные лесистые пространства к северу от Дуная до Карпат и далее и к востоку от Паннонии до Днестра и далее. Все это были девственные места, незнакомые с преступлениями античной цивилизации.

    Разделённые на мелкие племена, управляемые своими жупанами и родоначальниками, сохраняли народный быт и общинное владение землей.

    Славяне вели там доисторическую жизнь. Занимались охотой, лесными промыслами и с особенной любовью хлебопашеством. Своей письменности не имели, а только устные предания в былинах.

    Больших каменных городов не строили, а жили по-деревенски – в избах и глиняных мазанках.

    Но вот к началу VI века некоторые из этих славянских племён стали двигаться на юг. Пользуясь тем, что военные силы Империи были заняты борьбой с Арабами, Славяне почти без сопротивления заняли множество городов, всё опустошали и жгли кругом. И поселялись в области без страха, как будто эти земли искони принадлежали им.

    Они сделались богаты золотом, серебром, оружием, все императорские стада захвачены были ими. Воевать они научились лучше самих Римлян, - говорит церковный историк Иоанн Ефесский (ок.507-ок.586, епископ Асийский, сторонник монофизитства, автор «Церковной Истории», содержавшей сведения о нашествиях славян – при.ред.).

    Местный строй жизни совершенно был разрушен этими нашествиями. Провинциальная аристократия перебралась в столицу и в большие города. Рабы часть истреблены, частью примкнули к пришельцам.

    Колоны и другие свободные жители обращены в рабство или бежали в горы, где занялись пастушеством.

    Так в течение двух столетий волна за волной славянские племена или мирно просачивались сквозь границы, или насильственно их раздавая, наводнили провинции Восточной Империи, занимая низменные места, пригодные для хлебопашества. Они везде осуществляли общинное пользование землёй, удивлявшее Греков. К концу VII века Славяне расселились по Балканскому полуострову вплоть до южных конечностей Пелопоннеса.

    Έσθλαβωθη δε πάσα ή χώρα καί γεγονε βάρβαρος (Целая страна ославянилась и оварварилась – пер.ред.), - со скорбью восклицает Константин Порфирородный (De Thematibus – «О фемах», книга II, глава 6) (Константин VII Багрянородный, византийский император 913-959гг. – прим.ред.).

    Но это сетование оказалось напрасно. Славяне были странный народ. Захватив почти всю страну и имея численное превосходство, они не проявляли никакого стремления занять господствующее положение в государстве. Не связанные между собой ни в какой военный союз или национальный, они скоро сделались мирными землевладельцами и покорными подданными Империи.

    ὥςπερ Σκλάβοί καί Άνται καὶ τὰ τοιαῦτα άναρχα καί άτακτα έϑνη (таковы славяне и анты и другие племена, не умеющие ни подчиняться, ни сражаться в строю – пер.ред.) – говорит Маврикий (византийкий император 582-602гг. – прим.ред.) в своей «Стратегии» («Стратегикон» - прим.ред.), книга IX, 3.

    Заняв большую часть Балканского полуострова, Славяне разрушили прежний местный строй жизни, устроились по-своему и повлияли на остатки прежнего населения.

    Империя, конечно, не могла оставить на воле поселившихся в её пределах Славян и старалась более или менее ввести порядки свои, прибегая то к оружию, то к мирным средствам, узаконили их пространство. Предпринимались походы в Пелопоннес в собственные славянские земли. Это было тем удобнее для Византийского правительства, что Славяне вторгались сюда не сразу, а постепенно, и заняв разные места на всем полуострове, не составили одного целого, не имели никакой организации, похожей на государство. Имели множество мелких жупанов, несогласных между собой. Императорская власть умышленно противодействовала объединению Славян под властью одного государя.

    Умиротворение и подчинение Имперской власти этих Славян совершалось не вдруг. Но оно произошло бы несомненно везде, если бы Славяне навсегда остались разделенными. Объединению их положили начало иноплеменные Болгары. Как ни грубы и (неразб.) были Славяне, они несли с собой нечто новое и подлинные ценности.

    Всё же массы славянские, которые осели в Пелопоннесе, огречились, но новые земельные отношения укоренились и остались. Императоры иконоборцы только узаконили этот общинный уклад. Общинное землевладение вытеснило крепостных и прежних колонов.

    Вся земля, кроме усадебной и занятой садами, рассматривается как собственность, достояние целой общины, члены которой стоят друг к другу в отношении товарищества (sociu). Самовольное извлечение выгод из общественной земли вызывал протест. Пастбища оставались в общем пользовании.

    Пока община безраздельно владела землей, тогда, понятно, и общественные подати вносились сообща. Но и после раздела [земли] ответственность за всю совокупность податей лежала на всех вместе. Таким образом, оставалось юридическое воззрение, что круговая ответственность связывает членов общины и после их выдела. Это были совершенно новые начала в Византийском устройстве.

    Причины появления этих новых отношений лежит в этнографическом и социальном перевороте, произведённым славянскими передвижениями в пределах Империи.

    В царствовании Ирины (византийская императрица в 797-802гг. – прим.ред.) приняты были решительные меры к восстановлению преобладания Греков в Пелопоннесье. В 783 году с Арабами был заключен мир, и военные силы Империи прошли через фемы Солунскую, Фессалийскую и Элладу. Византийской власти покорились все жупаны. Для усиления греческого элемента началось переселение в Элладу и Пелопоннес греко-ромеев из других областей империи. В IX веке жупаны исчезли, и Славяне сделались обыкновенными подданными Византийской Империи.

    Империя в это время уже поддерживалась Греками. Население столицы состояло из разных элементов, но преобладал греческий. Главный приток государственных деятелей шел теперь из провинций греческих мало-азийских. Христианство, сроднившееся с греческой национальностью, всюду доставляло преобладание эллинскому влиянию, куда только не распространялась власть римского папства.

    Торговля также была по большей части в руках Греков. Всё это имело огромное влияние на Славян, поселившихся в Римских провинциях на Балканском полуострове. С высоты власти шло теперь греческое влияние. Все пелопонесские славяне, как многочисленны они не были, с течением времени обратились в Греков. Славяне же Мизии, Фракии и Македонии, встречая два различных влияния – латинское и греческое, - не подчинилось ни тому, ни другому, точно ища своего пути.

    Впрочем, и с ними произошло бы то же, что с пелопонесскими, если бы они не остались разрозненными подданными Византии и не соединились в одно целое. Начало объединению Славян положено было вторжением Болгарских орд.

    Империя в это время была слаба. Арабы отняли у неё богатейшие провинции с народами негреческой национальности и продолжали угрожать самой столице. Успехи арабов на архипелаге…

    Славяне вступают в круг византийской политики не только внешней, но и внутренней. Но они не играют роли в династических византийских спорах и не прочищают себе путь к широким притязаниям. Больше же всего закрепляла Славян за Империей греческая Церковь. Везде строились монастыри с уставом Василия Великого.

    Задача каждого Императора во внешней и внутренней политике в славянском вопросе сводилась к тому, чтобы помешать им объединиться и, подчинив влиянию Церкви, умиротворить их. Империя к этому времени уже византинизировалась в законодательстве и (прочно, привычно) заговорила по-гречески.

    Массы славянские ограничившиеся, легко утрачивали свою национальность. Вопрос был только в том, каким влияниям подвергнутся Славяне?

    Сначала они латинизировались. Но литературный латинский язык и римские предания были в Константинополе забыты. Империя окончательно византинизировалась: в законодательстве и управлении обращались к своим подданным народам по-гречески. Главный приток людей на высшие должности шел теперь из Мало-Азийских провинций.

    Христианство, ставшее государственным исповеданием, сроднилось с греческой национальностью и всюду доставляло преобладание Грекам, куда только не распространялась власть Римского папы. Поэтому на славян, поселившихся на Пелопоннесе и Элладе, подвергались исключительно эллинизации. Больше всего помогла в этом деле Империи Церковь.

    Не такова была судьба тех славянских племён, которые оставались за северными рубежами Империи. Здесь объединению их положили начало Болгары и Венгры.

    Категория: Толкование на Апокалипсис | Добавил: ternavcev
    Просмотров: 383 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный хостинг uCoz